ГЛАВНАЯ      НОВОСТИ     УЧЕБНИК     УЧИТЕЛЮ     БЕСПЛАТНЫЕ УРОКИ



 

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.
Иностранный язык
 

Место предмета в базисном учебном плане
 
          В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования отражает одну из актуальных потребностей современного общества – востребованность знания иностранного языка. В учебный план начальной школы введен учебный предмет "Иностранный язык", что законодательно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса. На его изучение выделяется 210 учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс). По решению Совета школы при наличии соответствующих условий часы на изучение иностранного языка могут быть увеличены за счет регионального /школьного/ компонента.
 
              Новизна подходов к отбору содержания образования и методические аспекты деятельности учителя

Опыт изучения иностранного языка на первом этапе школьного обучения существует давно, однако в массовой школе до настоящего времени этого учебного предмета в базисном учебном плане не было. Это определило необходимость при отборе содержания обучения учитывать условия, при которых вводится преподавание этого предмета: тип школы, уровень развития учащихся массовой школы, готовность учителя к преподаванию и др.
          Личностно-ориентированная направленность образования определила личностно-деятельностный подход к языковому образованию, который расширяет развивающие возможности иностранного языка как учебного предмета. Его изучение помогает сформировать у младших школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка.
 
        Обратите, например, внимание на реализацию личностно-деятельностного подхода в содержании Обязательного минимума. Все содержание определено посредством возможных достижений, выраженных в учебных умениях ученика в основных видах деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо и письменная речь. Содержание раздела "Предметное содержание речи" пронизано идеей социального развития ребенка: перед учителем поставлена задача приобщения младших школьников к новому социальному опыту (знакомство с миром зарубежных сверстников, фольклором, литературой страны, язык которой изучается), воспитание положительного отношения к представителям других стран и др.
 
       Для решения этой задачи учитель может использовать различные методы и приемы обучения. Например, разыгрывание типичных ситуаций иноязычного общения, участие в театрализованных представлениях на иностранном языке, в том числе конкурсах выразительного чтения, песен и т.п.
          Очень важно, чтобы в процессе обучения иностранному языку у младшего школьника развивалось положительное отношение, интерес к этому предмету, осознание необходимости и важности его изучения. Личностный смысл обучения иностранному языку в Государственном стандарте реализуется благодаря следующим положениям:
 
• учету возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, их интересов, возможностей и потребностей;
 
• вниманию к взаимосвязанному обучению основным видам речевой деятельности (чтению, аудированию, говорению, письму);
 
• осуществлению межпредметных связей, использованию художественной, игровой, моделирующей деятельностей;
 
• взаимосвязи в развитии речевых способностей школьников и их внимания, памяти мышления и воображения; познавательных способностей детей при знакомстве с новым языком, миром их сверстников в странах изучаемого языка.
          Обучение четырем видам речевой деятельности, соответственно, направлено на формирование элементарных речевых умений и служат также способом введения ребенка в мир изучаемого языка. При этом особое значение имеет организация учителем взаимодействия иностранного и родного языка, так как цели развития речевых способностей на этих уроках единые. Это взаимодействие проявляется также при формировании у школьников элементарных лингвистических представлений и понятий.
При развитии у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности следует особо обратить внимание на:
 
• умения соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения, осуществлять наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений (звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений);
 
• умения действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики;
 
• умения списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться двуязычными словарями учебника, в том числе транскрипцией (только для английского языка).
 
          При ознакомлении с Обязательным минимумом содержания обучения иностранному языку разработчикам программ и средств обучения, учителям, переходящим к работе по стандартам, необходимо обратить внимание на принципы отбора содержания образования.
 
         При отборе предметного содержания иноязычной речи учитывалась психолого-физиологическая природа младшего школьника воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Отобранная тематика позволяет удовлетворить его возрастную склонность к коммуникативно-игровой деятельности, интерес к близкому окружению, желание высказывать свои суждения, рассказывать, беседовать о семье, классе, любимых занятиях и играх, временах года, животных и т.п.
Стандарт определяет коммуникативную направленность процесса овладения иностранным языком как приоритетную цель обучения. Это проявляется, прежде всего, в том, что выделена специальный раздел "Виды речевой деятельности (речевые умения)", где содержание представлено деятельностно, полифункционально и обеспечивает преемственность между всеми видами деятельностей.
 
         При выборе методики обучения иностранному языку в условиях массовой начальной школы учитель должен обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые для детей младшего школьного возраста являются наиболее актуальными. Речь идет, прежде всего, о дидактической и сюжетно-ролевой игре. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.
 
       Целесообразно использовать театрализованные игры (имитационные драматизации) – проигрывания учебных диалогов, монологов, выразительное чтение рифмовок, инсценирование сказок, а также мини-проекты занимательного характера, предполагающие включение иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности (трудовую, эстетическую).
 
Условия успешной реализации образовательного стандарта начального общего образования по иностранному языку.
 
        Введение обязательного изучения иностранного языка на начальном этапе школьного обучения предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке учителя. Поскольку этот предмет будут преподавать в основном учителя основной школы, то необходимо обратить особое внимание на ознакомление с возрастными особенностями младших школьников, спецификой методики обучения в начальной школе (формы реализации этих профессиональных задач хорошо известны практическим работникам). Прежде всего, нужно обеспечить сотрудничество преподавателя иностранного языка с основным учителем начальной школы, который хорошо знает школьников, уровень их развития, интересы, отношение к учебе и другие особенности. Только при этих условиях возможно реализовать требования образовательного стандарта начального образования по иностранному языку.
 
      При наблюдении за речевым развитием школьников на иностранном языке и оценивании результатов их учебной деятельности важна ориентация на оценку учебных достижений учащихся. Учителю иностранного языка следует помнить, что темп усвоения учебного материала у младших школьников весьма различен, поэтому добиться положительных результатов обучения у всех учащихся в одни и те же сроки не удастся. При выявлении отставания отдельных школьников необходимо понять его психологические, педагогические или методические причины и найти приемлемые дидактические решения для их устранения.
 
      Если учитель сам является разработчиком авторской программы, то он должен познакомиться с текстом Примерной программы, понять возможную логику раскрытия содержания стандарта в авторском варианте.
Одним из условий перехода к работе по стандартам является материально-техническое обеспечение.
 
 

 



Главная   Бесплатные онлайн учебники   Бесплатная подготовка по всем предметам онлайн 


© Физикон, 1999-2024 E-mail:

ФИЗИКОН, 1999-2024, E-mail: