Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
В данной статье рассказывается об основных особенностях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рассматриваются его отличия от действующего стандарта, описываются основные требования для реализации данного стандарта в образовательных учреждениях России.
ФГОС, Стандарт, требования Стандарта, образование, образовательная программа
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года, является принципиально новым для отечественной школы документом общественный договор между семьей, обществом и государством.
Как известно, закон «Об образовании», принятый в 1992 году, законодательно закрепил многообразие образовательных систем, право образовательных учреждений и отдельных учителей на собственные подходы к построению процесса обучения. На сегодняшний день стандарты первого поколения, вступившие в силу в 2004 году, выполнили свою основную миссию – сохранили единое образовательное пространство страны.
В педагогическом сообществе существует ошибочное представление, что новый Стандарт - это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но согласно седьмой статье закона "Об образовании", Стандарт - это совокупность трех требований:
к результатам освоения основных образовательных программ,
к структуре этих программ и
к условиям их реализации.
В этом и есть принципиальное отличие нового Стандарта от старого. Он определяет требования фактически к системе образования и, тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за его исполнение, появляется возможность реализации подхода к нему как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом и семьей, т.е. новый Стандарт определяет, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было до сих пор.
Важно, и то, что в основе Стандарта лежат два документа: Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России,
Фундаментальное ядро содержания общего образования, разработанные в ходе подготовки Стандарта.
Фундаментальное ядро – результат работы ученых Российской академии наук и Российской академии образования. Его основное назначение: «определить систему ведущих идей, … понятий, относящихся к области знаний … и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования».
Методологическую основу стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход в обучении. Школа должна не только обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие в процессе обучения ученика, но и обеспечить его личностное развитие в рамках учебного процесса, то есть это умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей и т.д. Основной результат образования рассматривается в Стандарте как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных учебных действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Так, в иностранных языках это могут быть, например, различные приемы работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, умение списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.
Ведущим документом выступает «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ». Они содержат общую характеристику наиболее существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования личность (ученики и их семьи), общество и государство. Иными словами, «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ»?—?это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность и обеспечивать условия для ее реализации.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные и метапредметные результаты освоения программы являются общими для всех образовательных областей, прописанных в Стандарте, а вот предметные результаты дифференцированы по учебным предметам.
Так, к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся их готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции учеников, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам учебного предмета «Иностранный язык» относятся:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования.
Согласно Стандарту, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. В настоящий момент разработана система оценивания достижения планируемых результатов образования по английскому языку, позволяющая через систему заданий выявить уровень освоения предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся («Планируемые результаты образования»). К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации учащихся и индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Итоговая работа состоит из 6 разделов, включающих образцы заданий на базовом и повышенном уровнях. Задания, представленные в разделах «Коммуникативные умения. Аудирование», «Коммуникативные умения. Чтение», «Коммуникативные умения. Письмо» позволяют проверить умения выпускников начальной школы в аудировании, чтении и письме. В разделе «Коммуникативные умения. Говорение» представлены задания на проверку умений учащихся в монологической и диалогической речи.
Разделы «Языковые средства и навыки оперирования ими. Лексическая сторона речи» и «Языковые средства и навыки оперирования ими. Грамматическая сторона речи» проверяют языковые навыки учащихся.
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
Результаты итоговой оценки освоения программы используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
Одним из завоеваний постсоветского периода совершенно справедливо считается академическая автономия школы. Новый стандарт не только сохраняет ее в полном объеме, но и расширяет возможности развития вариативности образования. Более того, он предполагает активное участие в реализации стандарта работников образования, педагогических коллективов. В Стандарте заложена идеология создания школьных команд, работающих на достижение единого результата. Предложив Примерную основную образовательную программу начального общего образования, разработчики ФГОС дали школе возможность разработать программу образовательного учреждения, а учителю – создать свою рабочую программу. При этом выбор образовательных технологий, методик обучения остается исключительно в ведении учителя, как и предусмотрено законом «Об образовании».
Рабочие программы по предметам, включенные в Основную образовательную программу общеобразовательного учреждения, должны основываться на Примерных программах начального общего образования. В Примерных программах по иностранному языку подробно описываются цели изучения иностранного языка, а также раскрываются результаты освоения учащимися программы на начальной ступени обучения. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлен примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика. Учитывая тот факт, что в школах страны выделяется разное количество учебных часов на изучения иностранного языка, тематическое планирование курса дано в программе в двух вариантах.
Примерная программа включает также «Рекомендации по оснащению учебного процесса».
Все эти разделы должны входить в Рабочую программу по предмету.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Ответственность за выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования несут учредитель, руководитель (администратор) образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Конечно, реализация стандарта невозможна без новых УМК. В условиях современного информационного пространства учебник должен быть не самоучителем, а «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов. Его содержательную составляющую, разработанную с учетом государственного образовательного стандарта, необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Только в этом случае ученик овладеет методами самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, научится отбирать и интерпретировать учебную информацию. Этот учебник должен иметь видео и электронное сопровождение (CD) и одновременно большой шлейф сопровождающей литературы на традиционных бумажных носителях. Однако необходимо отметить, что электронный носитель не является основной составляющей новой информационно-образовательной среды, а только ее важным дополнением. Электронная поддержка учебного процесса не должна сводиться к одному продукту, даже очень качественному.
Основная забота современного издателя - поиски новых возможностей, новых направлений электронной поддержки учебного процесса, рассчитанных как на ученика, так и на учителя. Учебник должен оказывать участникам учебного процесса непосредственную и эффективную помощь в «погружении» в современное море знаний, в том числе и расположенное в пространствах Сети Интернет.
Речь идет лишь о самых первых шагах на очень большом пути в будущее. Будущее учебников, как впрочем, и системы образования в целом, связано с развитием информационно-образовательной среды и формулированием новых целей и задач перед создателями учебной литературы. Электронное сопровождение учебников во всем его многообразии является одним из средств расширения информационно-образовательной среды и формирования навыков информационной культуры у подрастающего поколения. Поколения, которому предстоит жить и ориентироваться в новом, информационном мире, возникающем сегодня, у нас на глазах и — очень часто — нашими усилиями.
Реализация нового Стандарта на этапе внедрения стратегические задачи предстоит решать системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Учителям необходимо пройти повышение квалификации по целому ряду направлений, главное – педагоги должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Особенно это актуально для предмета «Иностранный язык», способствующего развитию национального самосознания, общекультурной и этнической идентичности, воспитанию качеств гражданина и патриота.